Крадущийся в свете (newcopperbeard) wrote,
Крадущийся в свете
newcopperbeard

Categories:

[Re:]волюция муравьев

Осталось вам только овладеть каким-нибудь более быстрым способом передачи информации взамен химического - например, электромагнитным - и всё у вас получится!
0_IMG_6214

IMG_6210

IMG_6213


Муравьи имеют способности к переносу навыков [1]. Например, если обучать муравьев проходить сложный симметричный лабиринт, то их навыки находить кратчайший путь в первой половине лабиринта, реализуются на второй его половине. Таким образом, муравьи способны адекватно оценивать ситуацию и стараются выбирать оптимальные решения. Этим они способствуют сохранению запасов энергии, что особенно важно, когда муравьи живут большими социальными группами.
Эти факты говорят о том, что общественные насекомые имеют способности к ассоциативному обучению [1], а также обладают и более совершенными когнитивными способностями.
В экспериментах 1968, 1989 годов Г.А. Мазохина-Поршнякова доказала способность пчел и ос к обобщению зрительных стимулов, приведших в итоге к поведению, отражающему элементы абстрагирования. Если изменять форму объекта, то можно научить, например, пчелу садиться на самую маленькую или самую большую фигуру, независимо от ее формы. Это говорит о том, что насекомые способны отличать изображения по признаку величины, но также и выявлять их подобие формы.
Оказалось, что пчелы могут также отличать такие признаки, как «двухцветность» или «парность – непарность расположения фигур».
Насекомые способны к альтернативному мышлению, то есть, например, их можно научить мыслить таким образом, что они будут помнить где лежала приманка в прошлый раз и в следующий искать ее в другом месте.
Опыты Ж.И. Резниковой, проводимые в 1983 году, показали, что рыжие лесные муравьи обладают способностью усваивать логическую структуру поставленных задач и способны предвидеть ход событий.
Доказать эти способности удалось на экспериментальной установке, состоящей из веера полосок, закрепленных в одном случае вертикально на стержне, в другом горизонтально.
Каплю сиропа сначала наносили на конечную полоску, а череж каждые 10 минут на следующую.
Группа задействованных в ходе эксперимента муравьев уже в ходе первых серий опытов стала предугадывать последующее расположение приманке и ожидать ее появления непосредственно на данной полоске.
Сожие способности имеют и пчелы, когда следуя указаниям «танца» пчелы-разведчицы выбирают ориентиром Солнце, но при этом должны учитывать изменение его положения на небосводе с течением времени.
Даже человек, которому дали ориентир привязки – Солнце на определенный момент времени, и указали несколько направлений и расстояний движения к цели, не сможет точно предугадать куда нужно двигаться, если будет обходиться без приборов навигации, которыми он еще должен уметь пользоваться. Между тем, пчелы прекрасно с этим справляются без каких-либо секстантов и прочих измерительных приборов.
Примечательно еще и то, что пчелы не учат языка «танцев», но прекрасно умеют его читать. Мало того, когда пчела-разведчик совершает виляющий танец, задачей которого служит мобилизация пчел на далекий полет, «угол, образуемый между прямой пробега танцовщицы на сотах и направлением силы тяжести, сигнализирует о направлении полета (причем пчелы-наблюдательницы переводят значение угла танца по отношению к силе тяжести снова в угол по отношению к Солнцу )» [1]!!! Очень интересно было бы посмотреть на того человека, который смог бы сделать подобный перевод системы ориентации из одной системы координат в другую в уме. Но пчелы это делают и никогда этому не учились, как не училась и пчела-разведчица передавать столь сложным языком путь к источнику пищи другим пчелам. Чтобы оценить сложность перевода из одной системы координат в другую достаточно отметить, что расстояние до источника пищи, пчелы определяют по 11 параметрам танца пчелы-разведчицы! К этим параметрам относятся: продолжительность танца, темп, количество виляний брюшком, длительность звуковых сигналов крыльями и пр.
Никакая эволюционная теория не в состоянии объяснить подобное поведение и способности пчел, муравьев и других общественных насекомых, не говоря уже об уникальном строении пчелиных сот, формой строения которых является правильный шестиугольник.
По эволюционной теории это было страшным ударом, и конечно большинство эволюционных биологов не хотели верить в столь уникальные языковые способности пчел. Они стали придумывать различные гипотезы, будто бы пчелы летят к корму не читая язык танцев, а ориентируются на некие пахучие вещества.
Но Н.Г. Лопатина в 1971 году поставила на этих гипотезах жирный крест, когда смогла вступить в диалог с пчелиной семьей путем пчелы-робота, движения которой управлялись человеком. Пчелы успешно восприняли танец пчелы-робота, и расшифровав его на свой язык полетели к указанному в танце месту корма.
Конечно, никакого корма там не было, как и правильного ориентира со стороны пчелы-робота, ведь язык танцев пчел до конца не расшифрован и по сей день.
Однако даже частичная его расшифровка дала нам уникальные сведения о невероятных языковых способностях пчел. Так например, Е.К. Еськов в 1979 году экспериментально изучив звуковую составляющую танцев, пришел к выводам, что акустический сигнал несет в себе информацию об источнике пищи (углеводного, белкового типа или о месте нового жилья).
Также были выявлены и другие аспекты танцев, которые могут нести отпугивающий характер, например, показывать пчелам-медосборщикам места, отравленные инсектицидами (мол туда-то лететь нельзя).
Обычно, если источник пищи располагался за каким-нибудь препятствием, например, за холмом, то танцовщицы указывали расстояние все равно по прямой (через холм), но при этом сообщали сведения об усилиях, затраченных на полет вокруг холма. Эти сведения получил в своих экспериментах К. Фриш в 1980 году, который отнес способности пчел «…к наиболее удивительному чуду, которыми так богата жизнь пчел».
В последствие эту ситуацию изучил Бизецкий. Поместив перед ульем туннель, на конце которого была поставлена чашка с сиропом, ему удалось выяснить, что если туннель был прямым, то пчелы-разведчицы указывали направление непосредственным образом, если туннель имел поворот под прямым углом, то направление указанное пчелами соответствовало гипотенузе угла, а расстояние почти соответствовало истинному. При необычной форме туннеля в виде круга или буквы V, танцы носили очень сложный характер и не поддались расшифровке [1].
Муравьи тоже обладали уникальным языком общения. При передаче друг другу информации о положении источника пищи муравьи тратят много времени и энергии. Чтобы сократить эти затраты они при любом удобном случае используют сжатие информации. Конкретно это выражается в следующем. Муравьи сообщают друг другу как пройти к еде путем указания количества поворотов. Например, один сообщает другому: идти надо «налево-направо-налево-налево-направо-налево-направо». Другой, следуя этим командам, идет прямо до тех пор, пока не обнаружит поворот налево. Дальше он пойдет прямо до тех пор, пока не обнаружит поворот направо и т.д.
Однако, если путь к цели лежит так, что, например, состоит лишь из одних левых поворотов, то муравей просто скажет другому «5 раз налево». Это говорит об особых когнитивных способностях муравьев и даже говоря языком математики – об их способности к сложению!
В семьях социальных насекомых существует разделение на группы. Чем крупнее колонии, тем больше в них групп. Эти группы очень схожи с различными профессиями, существующими среди человеческого общества. Только этапы от одной группы к другой рабочие особи социальных насекомых проходят по мере взросления. Например, с вылуплением пчелы становятся (недели на две) сначала няньками , ухаживающими за личинками и маткой, затем уборщиками улья и вентилируют его. Перед вылетом они становятся охранниками, следят за порядком в улье, если нужно или пришло время осени – выгоняют или убивают трутней. Лишь после пчелы становятся медосборщиками и уж на самой последней стадии – пчелами-разведчицами.
Особой чертой поведения общественных насекомых некоторых видов, таких как пчелы, шмели, осы, шершни, муравьи, термиты, выделяют наличие у них «эусоциальности», то есть – истинной социальности.

Литература:
1. З.А.Зорина, И.И.Полетаева, Ж.И.Резникова «Основы этологии и генетики поведения», Издательство Московского Государственного Университета, 2002. – 383 с.
Tags: бабочки и не только, фото
Subscribe

  • Каррингтон-2

    (Кросспост из ФБ) Что-то вот прямо хочется, чтобы на Солнышке бумкнуло. Класса X так, да с хорошим множителем. Солнышко моё - молодец: рост…

  • Ноктюрн

    В полночь высунулся из окна поздороваться с Вегой, проходившей верхнюю кульминацию (если сильно высунуться, то можно увидеть, как она маленьким…

  • Суборбитальное

    Лето в зените. Цикорий, сколько я его знаю, всегда расцветает точно в день солнцестояния (эти снимки сделаны 21-го числа), высшая точка орбиты…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments