Крадущийся в свете (newcopperbeard) wrote,
Крадущийся в свете
newcopperbeard

Про траву

Меня всегда очень беспокоит, когда такие же, как я, люди делают вещи, которых я не понимаю. Это значит, что в мироздании что-то сильно не так. Конкретно – у меня пунктик: я не понимаю причин ненависти русского человека к траве. Не понимал, точнее.
Вот что он делает с травой в городе.


Вот с такой травой (остальные фото, снятые примерно здесь же и совсем недавно).






И тут меня стукнуло: это от какой-то глубинной, коренной ориентированности русского человека на не-жизнь. Он исступленно выбривает траву в городе не потому, что подражает цивилизованным народам и хочет газон, как в Англии. Ложил он на Англию-то. Тогда бы он убрал скошенное и использовал его хоть бы и в компост. Вдруг я понял: скошенная трава остается гнить на лужайке, потому что для русского это – красиво. Штабеля битой, скошенной жизни - это для местного человека хорошо; он хорошо выполнил тяжелую работу и из хаоса жизни (все вкривь, вкось, все кривое, изогнутое, разбросанные хаотично цветы, туда-сюда порхают докучные насекомые, непорядок) сделал не-жизнь: ровно, единообразно, неподвижно разложено на плацу. Порядок. Плац-парад. И никаких шмелей и бабочек.
Характерная черта: русский человек (особенно, скажем так, базового образовательного уровня) любит присутствовать на похоронах. Попадаются персонажи, которые вообще не пропускают ни одно такое мероприятие в зоне досягаемости. Рассказывает о событии обстоятельно, смачно, с удовольствием: был непорядок-жизнь, стал порядок: не-жизнь. Примечательно, что гроб в России называют «домовиной». Русские некрополи богаче и ухоженнее русских городов…
Сюда же - развитое почитание мощей, рак, крипт и т.п. Сюда же - страсть к превращению любого учения в догму. «Умрем за единый азъ»...
Характерно, что из русских писателей, что писали о природе, почти все – охотники. Такой может восторгаться чистотой линий бекасиных крыльев, но все-таки связка бекасиных тушек, брошенных у кухни усадьбы, ему милее.
Из паркового искусства в России привился в основном регулярный геометрический стиль. «Кельтские» парки, похожие на заброшенные леса, или японские, где все текучее и асимметричное, тут большая редкость.
Это не советское приобретение. Не только советские города закатывали в асфальт. Стоит погуглить «фотографии русской деревни начала 20 века», и видим то же самое: избы (более или менее справные) – и голая, вытоптанная земля вокруг, ни цветика, ни травинки. Истоки намного глубже и древнее.

2.
"Довольно мне сечь тебя"
("Блистающий мир")

Еще в тему подумал, что вышесказанное объясняет, почему в русском православии так хорошо "зашел" Игнатий Брянчанинов с его "взаимной мертвостью" - николаевский духовный писатель в серой солдатской шинели (той самой, что вместо неба в г. Глупове).

Но "довольно мне сечь тебя". Русские таковы не потому, что они поклонялись Моране-Смерти и почитали Чернобога, сохранив влияние этого культа. Все же проще. Русские были земледельцами в стране с длинной суровой зимой. Они природные harvester'ы. Для русского человека копны, стога сжатой растительности, штабеля охотничьих трофеев, вороха "мягкой рухляди" а кто позажиточнее - штабеля мясных туш под засолку, словом, складированная жизнь, превращенная в не-жизнь - это запасы на зиму, следовательно возможность ее пережить.

Трава для русского - это повилика-сорняки, которые угрожают заглушить посевы, или, в лучшем случае - сено на ту же зиму. Бабочки и прочие насекомые - вредители. Лесные звери либо угрожают скоту, либо источник "мягкой рухляди", которую можно выгодно продать.

И наконец я въехал в причины отношения русских к лесу. Енарея, бескрайняя лесная чаща, иногда призывно-ласковая и игриво-золотая, иногда отстраненно-сумрачная, никогда не была русскому родной средой обитания. Кстати, странный феномен, требующий исследования - ведь в лесах можно было отсидеться от бесконечных набегов степняков, но русские этого практически не делали. Охотники, бортники и прочие лесовики воспринимались антисоциальными, подозрительными типами, чуть ли не чернокнижниками.

Духи леса (реальные или существующие только в фольклоре), князь Енарей со своими подручными Халеем и Сенеоном, а также персонажи поменьше - полевики, лесные русалки, аналоги дриад и нимф - для русского определенно демоны, силы зла. Это вам не Тоторо, им палец в пасть не клади, и общаться с ними дерзают только ведуны-чернокнижники. И думаю, дело не только в успешной борьбе христианства с языческими верованиями. В конце концов, Господня земля и исполнение ея. Отношение к лесу идет из древности, из подсечно-огневого земледелия. Русский не берет от леса необходимое, он его выжигает как класс. Вырубленный, поваленный подчистую, как ударной волной от ядерного взрыва, выжженный лес (характерная картинка для современного Подмосковья, например) - это будущие тучные нивы и пастбища, которые дадут сам-сто! А истощится земля - так уйдем на следующую делянку! Примечательно русское выражение: «А там хоть трава не расти!». Вот и висит в наших городах с апреля по ноябрь тоскливо-злобный вой бензокос и мотопил, которыми бесы в оранжевом превращают жизнь в раскрошенный силос.
Tags: hypotheses - fingo!, бред, с претензией на проникновение в суть, с претензией на человековедение, умный вешь скажу
Subscribe

  • Босиком

    Стоит девушке снять сандалики и пройтись по теплым лужам, с нею что-то неуловимо меняется. Она идет сквозь блистающую в лучах уже проглянувшего…

  • Один день до лета

  • День биоразнообразия

    А кстати, позавчера был международный день биологического разнообразия. Вот этот золотой ковер - красиво, но не вполне нормально. Тут как раз это…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment